Философия общего дела
Философия общего дела, разработанная Николаем Фёдоровичем Фёдоровым, представляет собой учение о целях и задачах, которые стоят перед человечеством в целом. Философия общего дела стремится найти ответы на вопросы о смысле жизни, о возможностях развития человека и общества, о создании лучшего будущего для всех. Основной принцип философии общего дела - это идея всемирной солидарности и взаимопомощи. Фёдоров утверждал, что основная причина проблем человечества заключается в эгоизме и разобщенности людей. Он предлагал идею единства и сотрудничества всех людей для достижения общих целей. Философия общего дела также ставит вопрос о бессмертии и бессмертии человеческого рода. Фёдоров считал, что основной причиной страдания и смерти является смертность. Основные принципы: Беспрерывное усовершенствование: Фёдоров считал, что общее дело человечества должно привести к постоянному развитию и усовершенствованию не только техники и науки, но и человеческой натуры. Он призывал к постоянному обучению, самосовершенствованию и преодолению всех возможных ограничений. Общность и солидарность: Фёдоров придавал большое значение общности и солидарности людей в достижении общего дела. Он считал, что каждый человек должен внести свой вклад в создание лучшего будущего для человечества и что только совместная работа и взаимоподдержка могут привести к успеху. Этика и мораль: Фёдоров уделял внимание этике и морали в своем философском взгляде на общее дело. Он считал, что каждый человек должен жить по принципам благородства, справедливости и добродетели, и что только такая этика может стать фундаментом в создании идеального общества. Философия общего дела Николая Фёдорова является сложной и многогранный концепцией, которая стремится объединить разные области знания и предложить общие принципы для достижения бессмертия, усовершенствования и благополучия человечества.
Цитаты
Сам его метод преподавания истории и географии, предметов, которые, по мнению Фёдорова, должны дать первые и важнейшие сведения учащимся, был необычным. Он стремился осуществить принцип активного участия всех детей в познавании, которое должно было стать одновременно их нравственным воспитанием. Учебники он не считал основной формой обучения. Материал знаний добывался учителем вместе с учениками, его сотрудниками, из непосредственного изучения родного края, его географических особенностей, растительного и животного мира, его истории, запечатленной в памятниках, из наблюдений звездного неба, опытов в самой природе. Такая система наталкивалась на непонимание и противодействие со стороны высшего начальства, и в этом была одна из причин частой смены Фёдоровым мест преподавания.
Основная категория федоровского мышления — долженствующее быть, а не данное. «Мир дан не на поглядение, не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям». Отказаться от пассивного созерцания мира, отвлеченной метафизики и перейти к определению ценностей «должного» порядка вещей, к выработке плана преобразовательной дея-тельности человечества - в этом, по Фёдорову, смысл нового радикального поворота в философии. «Философия, понимаемая лишь как мышление, есть произведение еще младенствующего человечества... Но философия, понимаемая не как чистое только мышление, а как проект дела, есть уже переход к совершеннолетию».
Фёдорова волнует вопрос о жизни и смерти. Люди, увлеченные различными формами борьбы друг с дру-том, забывают, по его мнению, о главном враге всех людей без исключения - смертоносных силах природы. Для Фёдорова главное бедствие - природный пауперизм, радикальная необеспеченность человека жизнью, а в пределах данного ему краткого существования — питанием и здоровьем. Это не значит, что социальная несправедливость, ее контрасты безразличны для русского мыслителя: он прямо указывает на необходимость включения вопроса о бедности и богатстве в вопрос о жизни и смерти, который ему представляется более широким.
Размещено 21 января 2024 г.В ходе развития первобытная, родственная общность людей разделилась на две сферы: рефлективно-теоретическую, проективную, ту, что представляют «ученые», и механически-трудовую, практическую, в которой действуют «неученые». Для Фёдорова отрыв мысли от дела, разделение на «ученых» и «неученых» — самое глубокое из всех разделений, царящих в мире. «Городскому» знанию, основанному на аналитическом подходе к исследуемому явлению при большой специализации и разделении научного труда, представляющих собой, по его мнению, необходимый предшествующий момент развития, он противопоставляет «народное знание, которое не отделяется от жизни, составляет с ней одно». Народное знание - достаточно условное обозначение, имеющее в общей «простонародной» стилистике его книги скорее метафорическое, чем буквальное, значение. Речь идет не об отказе от научно-технических достижений города, а о перенесении их в жизнь, на службу народу.